Сингапур – город, шагнувший вперед лет на 500. Еще 50 лет назад это была нищая рыбацкая деревня, большая деревня. А сегодня ВВП Сингапура один из самых высоких на душу населения в мире.

Чтобы учиться новому, не обязательно заканчивать курсы и университеты. В Сингапуре можно учиться на каждом шагу. Руководителям любого уровня, создателям продуктов, эйчарам, маркетологам – любой специалист сможет найти здесь для себя много идей. Юзабилити – так бы я охарактеризовала все, чему можно учиться у самого города. И вот почему.

Пространство для людей

Каждый сантиметр этого города создан для того, чтобы человек чувствовал себя в нём комфортно.

Бросается в глаза значительно меньшее количество автомобилей, чем в любом городе России (да и любом городе в принципе). Всё дело в том, что автомобиль здесь – это средство роскоши. Стоимость авто начинается от 100 000 $. И парковка стоит довольно дорого. Поэтому здесь даже в центре города не шумно, легко дышится, а пробок на дорогах почти не бывает даже в час-пик. Можно позавидовать тому, что по дороге на работу люди проводят минимум времени.

Вывод для руководителя: люди будут стремиться быть там, где им физически хорошо и ничего не мешает. Сингапур, например, рассчитывает на то, что в него будут стекаться лучшие специалисты со всего мира.

Сингапур

В центре города

Сингапур

Потрясающая архитектура города

Сингапур

Соседство культур

Самое популярное в Сингапуре место

Зато в Сингапуре одна из лучших систем общественного транспорта в мире. По городу курсирует огромное количество автобусов, многие из них двухэтажные. Ходят они часто и точно по расписанию. И в гугл-картах можно до минуты спланировать маршрут. И не будет такого, что полчаса ждешь на остановке, а транспорта все нет (я молчу про маршрутки-душегубки). Каждый автобус очень чистый. Единственный минус – в них холодно. Но в Сингапуре это отличный способ освежиться — прокатиться на автобусе.

На многих дорогах для автобусов есть выделенные полосы. И это забота о человеке – чтобы он как можно меньше времени проводил в дороге. Большинство передвигается на общественном транспорте, а не на личном. А значит, и транспорт должен работать в интересах большинства.

Оплачивать поездки можно банковской картой с pay-pass. Можно телефоном, приложив его к считывателю.

Сингапур

Автобусы в Сингапуре

Что еще впечатлило. Сначала думала, что мне показалось: каждый автобус «приседает», когда открывает двери на остановке. Но это на самом деле так. Со стороны, где двери, автобус чуть опускается, чтобы людям было проще зайти в транспорт, например, с коляской. Или на инвалидной коляске. Ни одной бабушке не нужно поднимать ноги, чтобы войти в автобус в Сингапуре.

Вывод для руководителя: чем меньше времени уходит на посадку-высадку пассажиров, тем меньше времени каждый автобус находится в пути. Тем больше рейсов сможет совершить один автобус. Тем меньше надо автобусов, меньше средств на их содержание. И меньший расход топлива на каждый рейс.

Сингапур – город очень зелёный. Его называют город-парк, и это правда. Гуляя, ты можешь всё время оставаться в тени. Зелень вокруг расслабляет мозг. Нет ощущения, что ты в мегаполисе. От городских пейзажей не устаешь совершенно. А там, где нет деревьев, есть навесы над тротуарами.

Сингапур

«Давайте сделаем Сингапур нашим садом»

Здесь очень большие парки, которые связывают между собой разные районы города. И в парках создано все для разнообразной активности – есть даже кемпинги, куда можно прийти с семьей с палаткой. Лесов здесь нет, площадь государства ограничена. Почему бы людям не предоставить эту возможность в парке?

Гуляя по парку из одного района города в другой, можно ни разу не столкнуться с автомобилем. Ни разу не перейти проезжую часть.

Место для барбекю в городском парке. Бесплатное.

Зато можно отлично провести время.

Под автомобильным мостом чисто и тихо. Тут люди занимаются спортом.

Огромный ботанический сад, вход в который абсолютно бесплатный

Здесь можно провести целый день

И встретить коренных жителей

Варан

Очень грамотно планируются жилые кварталы. Здесь до 90% жителей обеспечены жильем, и государство этому активно способствует. Каждый жилой район проектируется сразу как маленький город. Поэтому часто в названии квартала есть слово Town – «город». Логика такая: чтобы человеку было удобно жить, все должно быть в пешей доступности: магазины, аптеки, поликлиника, остановки, рестораны, места для прогулок, место для занятия физкультурой. В КАЖДОМ жилом квартале есть небольшой комплекс тренажеров, где каждое утро занимаются самоорганизованные группы пенсионеров.

Переходы между домами

И вот именно в планировке жилых районов видно уважение к человеку. Здесь везде на 100% доступная среда: есть съезды для маломобильных людей. Все входы в здания на одном уровне с тротуаром. Ни в одном дворе нет автомобилей — они на крытой многоуровневой стоянке, которая обязательно есть.

И самое потрясающее. Поскольку Сингапур почти на экваторе, здесь часто бывают дожди. И чтобы люди, передвигаясь по району, не мокли, все здания и важные инфраструктурные объекты соединены крышей. Ты можешь дойти до остановки и сесть в транспорт, не намокнув, даже если идет тропический ливень. Ты даже переходишь от квартала к кварталу, а над пешеходной дорожкой – крыша.

Вывод для руководителей: люди успевают отдыхать после работы и сохранять свою эффективность. Отпуск у сотрудников здесь не превышает 14 дней, при этом они умудряются даже его не отгулять. Не накапливается усталость, сохраняется эффективность. А для решения вопросов, не связанных с работой, уходит не так много времени: все либо в пешей доступности, либо онлайн. Чем больше возможностей вы предоставляете для разгрузки сотрудников, тем лучше они работают (повторюсь, эффективность работы тут очень высокая).

Как город общается с людьми

В Сингапуре одни из самых строгих правил. И поэтому тоже здесь очень чисто. Бросить мусор не в урну стоит около 1000$. Есть и пить в метро — 500$. Курить даже на улице можно только в специально отведенных местах, нарушение этого тоже штрафуется. Есть и более дорогие штрафы. Но что удивляет. В этом пространстве, где всё, казалось бы, запрещено, почти невозможно встретить такой надписи. Нет агрессивных табличек типа «нельзя», «штраф», «запрещено». Каждая надпись направлена на то, чтобы привить культуру, научить людей, объяснить, почему нужно поступать именно так. С уважением к человеку.

Бросать животное – это преступление. Если обстоятельства изменились, и вы больше не можете заботиться о вашем питомце, поступите правильно – найдите ему новый дом. Любой, кто будет признан виновным, будет оштрафован на сумму, не превышающую 10 000 $ или заключен в тюрьму до 12 месяцев. Или и то, и другое :)

Посмотрите, какая добрая табличка. Ни в цветах, ни в картинках не читаются угрозы. Зато есть про любовь

Пожалуйста, уберите за вашим питомцем и выбросьте в мусорное ведро. Давайте поддерживать в чистоте место, которое мы любим (и дальше мелким шрифтом про штраф 1000$. У нас бы такой штраф за это!)

Наслаждайся общественным транспортом у твоей двери (вывеска на ограждении стройки линии метро)

Здесь призывают доезжать до станции метро на велосипеде, а потом оставлять его на подземной парковке.

Активно продвигается велосипед как альтернатива любому транспорту

В автобусах и метро много плакатов, которые объясняют, почему нужно быть вежливым. В двух словах: так всем приятнее жить.

Ваша осознанность делает поездку лучше

Реклама вся направлена в будущее: позаботься о себе. Сделай приятное близким. Получи удовольствие, подарив подарок. Не видела ни разу «успей купить».

Найди время, чтобы позаботиться о своей безопасности и здоровье

Вывод для руководителя: людям на каждом шагу подсказывают, что на самом деле важно. Важна семья – уделяйте ей время. Люди сохраняют баланс. А доброжелательный тон повсюду не способствует накоплению стресса. Напротив, обращается все к тем же ценностям. Логика такая: чтобы в городе были самые успешные компании, в них должны работать лучшие специалисты. Чтобы в город приезжали лучшие специалисты, нужно, чтобы они были здесь счастливы. Ну и счастливый человек лучше работает.

Здоровье

Здесь все делается для того, чтобы люди жили долго и счастливо. Продолжительность жизни в Сингапуре достаточно высока (почти 83 года). Кстати, ни в одном городе мира я не видела столько активных пожилых людей (у нас они часто просто сидят дома, у нас это «возраст дожития»). Очень много социальной рекламы, рассказывающей, что нужно делать и КАК, чтобы быть здоровым.

Быстрая ходьба: подходит для всех возрастов, улучшает здоровье и самочувствие. Чтобы пройти 2 км быстрым шагом, идите по следам на дороге. Пейте воду. Идите с таким темпом, чтобы вы могли говорить, но не петь. Разогревайтесь и охлаждайтесь до и после прогулки. Посетите ближайшее комьюнити, чтобы присоединиться к клубу быстрой ходьбы.